?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

     Предыдущие посты о выставке:1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
     Изначально я собиралась включить "Витрувианского человека" и "Автопортерт" в предыдущий пост о картинах, но решила, что они заслуживают отдельного поста. Итак,
Витрувианский человек
   Витрувианский человек (L'uomo vitruviano, vitruvian man) - рисунок, нарисованный Леонардо примерно в 1490 году  как иллюстрация для книги, посвященной трудам Витрувия, и помещенный в одном из его дневников. На нем изображена фигура обнаженного мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с разведенными в стороны руками и ногами, вписанная в окружность; с разведенными руками и сведенными вместе ногами, вписанная в квадрат. Рисунок и пояснения к нему иногда называют "каноническими пропорциями".
Рисунок выполнен пером, чернилами и акварелью с помощью металлического карандаша, размеры рисунка 34,3х24,5 сантиметра. В настоящее время находится в коллекции галереи Академии в Венеции. Рисунок является одновременно научным трудом и произведением искусства, а также он служит примером интереса Леонардо к пропорциям.
В соответствии с сопроводительными записями Леонардо, он был создан для определения пропорций (мужского) человеческого тела, как оно описано в трактатах античного римского архитектора Витрувия, к которым Леонардо написал следующие пояснения:

  • длина от кончила самого длинного до самого низкого основания из четырех пальцев равна ладони;

  • ступня составляет три ладони;

  • локоть составляет шесть ладоней;

  • высота человека составляет четыре локтя (и соответственно 24 ладони);

  • шаг равняется четырем ладоням;

  • размах человеческих рук равен его высоте;

  • расстояние от линии волос до подбородка составляет 1/10 его высоты;

  • расстояние от макушки до подбородка составляет 1/8 его высоты;

  • расстояние от макушки до сосков составляет 1/4 его высоты

  • максимум ширины плеч составляет 1/4 его высоты;

  • расстояние от локтя до кончика руки составляет 1/4 его высоты;

  • расстояние от локтя до подмышки составляет 1/8 его высоты;

  • длина руки составляет 2/5 его высоты;

  • расстояние от подбородка до носа составляет 1/3 длины его лица;

  • расстояние от линии волос до бровей составляет 1/3 длины его лица;

  • длина ушей составляет 1/3 длины его лица;

  • пупок является центром окружности.

Повторное открытие математических пропорций человеческого тела в XV веке, сделанное да Винчи и другими учеными, стало одним из великих достижений, предшествующих итальянскому ренессансу.
Как можно заметить при исследовании рисунка, комбинация расположений рук и ног в действительности дает две различные позиции. Поза с разведенными в стороны руками и сведенными вместе ногами оказывается вписанной в квадрат. С другой стороны, поза с раскинутыми в стороны и руками и ногами вписана в окружность. При более детальном исследовании оказывается, что центром круга является пуп фигуры, а центром квадрата - половые органы. Рисунок сам по себе часто используется как неявный символ внутренней симметрии человеческого тела и, далее, Вселенной в целом.
,
Автопортрет
   Автопортрет - автопортрет, приписываемый Леонардо. Находится в Королевской библиотеке в Турине. Считается, что художник нарисовал его в 60-летнем возрасте.
Портрет написан сангиной на бумаге и изображает голову пожилого мужчины в трехчетвертном повороте в правую сторону. Выполнен тонкими линиями, штриховка идет слева направо, по привычке Леонардо. Бумага имеет немного коричневатый оттенок от солей железа, накопленных со временем из-за влажности. Сейчас не экспонируется по причине хрупкости.
Если портрет правильно передает натуру, то духовное состояние художника можно определить как оставляющее желать лучшего. Мы видим старца, уставшего от жизни и растерявшего все иллюзии. Он сделал так много и все же осуществил так мало. На пороге старости он оказался без дома, без покровителя. Он был почти забыт. Леонардо, которому оставалось жить еще пять лет, очевидно, увидел себя в образе безымянного величественного старца. Это лицо человека, утратившего иллюзии.
Несмотря на известность, вокруг работы все еще ходят споры. Идентификация портрета была сделана в XIX веке на основе сходства рисунка с изображением Леонардо в образе Платона на фреске Рафаэля "Афинская школа" и высокого стилевого качества работы. Однако искусствовед Франк Цельнер считает автопортрет подделкой или в лучшем случае копией, поскольку, по некоторым данным, при рентгеновской съемке под изображением старца нашли живопись XVIII века.
.Продолжение следует.

Profile

la_stryge
la_stryge
Иринка

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Powered by LiveJournal.com
Designed by Michael Rose