?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Седьмая часть выставки "Гений да Винчи" посвящена его живописным полотнам. Предыдущие посты о выставке можно найти тут: 1, 2, 3, 4, 5, 6.
     Большинству Леонардо в первую очередь известен как художник. Однако сам да Винчи в разные периоды своей жизни считал себя в первую очередь инженером или ученым. Он отдавал изобразительному искусству не очень много времени и работал достаточно медленно. Поэтому художественное наследие Леонардо количественно не велико, а ряд его работ утрачен или сильно поврежден.
     Посмотрим на некоторые


Благовещение (1472)

Благовещение (Annunciazione, Annunciation) - было создано в 1472 - 1475 годах Леонардо, тогда еще работавшим в рамках мастерской Верроккио. Сюжет картины восходит к евангельскому тексту, повествующему о возвещении архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении Иисуса Христа.
Композиция произведения проста и достаточно традиционна. На переднем плане изображен коленепреклоненный архангел Гавриил с белой лилией (символ непорочности Девы Марии) в левой руке. Правой рукой архангел благословляет  сидящую у своего дома Марию. Одеяния архангела стелятся по ковру из цветов и трав, изображенных довольно условно. Дева Мария, согласно традиции, написана с Библии, которая помещена на мраморную подставку, богато украшенную рельефом. Горизонталь композиции дает возможность поместить на задний план обширный пейзаж: резные силуэты деревьев, уходящая вдаль река с виднеющимися мачтами кораблей, башни и стены портового города, окутанные бледно-голубой дымкой вершины гор.
Многие критики сомневаются в авторстве Леонардо из-за неуклюжей композиции и вымученной перспективы картины, однако можно было бы говорить о чуде, если бы художник двадцати лет от роду создал шедевр с первой попытки.
Картину дорисовывали другие руки: крылья архангела, к примеру, были гротескно увеличены, - однако некоторые ее элементы несомненно свидетельствуют о ней как о произведении Леонардо.
Драпировка фигур очень близка драпировке ангела Леонардо в "Крещении" Верроккио. Среди рисунков Леонардо есть набросок рукава ангела для "Благовещения". Цветы и деревья введены в композицию не ради декоративности. Они создают впечатление совершающегося таинства. Как писал сэр Кеннет Кларк, "силуэты черных деревьев на фоне бледного вечернего неба создают эффект, который в детстве заставлял нас чувствовать одновременно и поэтичность, и близость природы". На переднем цветы нарисованы не для того, чтобы служить красивым орнаментом, заполняющим пространство; они даны как живая, полная энергии масса, как часть общемировой жизни. Так в Италии в те времена мог писать только молодой Леонардо.


Мадонна Бенуа
Мадонна Бенуа (Madonna Benois) или Мадонна с цветком - было создана в 1478 -1480 годах. Данную работу определяют как одну из первых работ молодого Леонардо.
В 1914 году она была приобретена Эрмитажем у Марии Александровны, жены придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа. В 1912 году владельцы решили продать "Мадонну с цветком" и с этой целью вывезли ее в Европу для проведения экспертизы, где лондонский антиквар Джозеф Дювин оценил ее в 500 тысяч франков. Атрибуцию полотна Леонардо неохотно подтвердил крупнейший авторитет того времени Бернард Беренсон: "В один несчастный день меня пригласили освидетельствовать "Мадонну Бенуа". На меня смотрела молодая женщина с лысым лбом и опухшими щеками, беззубой усмешкой, миопическими глазами и морщинистой шеей. Жутковатый призрак старухи играет с ребенком: его лицо напоминает пустую маску, а к ней приделаны раздувшиеся  тельце и конечности. Жалкие ручонки, бестолково-суетные складки кожи, цвет словно сыворотка. И все же мне пришлось признать, что это ужасное создание принадлежит Леонардо да Винчи". Общественность хотела, чтобы картина осталась в России. М.А.Бенуа желала того же, а потому уступила "Мадонну" за 150 тысяч рублей. Сумма уплачивалась частями, и последние платежи были совершены уже после Октябрьской В галерее Уффици во Флоренции хранится рисунок со следующей записью: "...бря 1478 года начал две Девы Марии". Считается, что одной из них является "Мадонна Бенуа", а второй "Мадонна с гвоздикой". Вполне вероятно, что обе картины были первыми работами Леонардо как самостоятельного живописца.
Да Винчи помещает Мадонну с Младенцем в полутемной комнате, где единственным источником света является расположенное в глубине двойное окно. Его зеленоватый свет не может рассеять полумрак, но в то же самое время является достаточным, чтобы высветить фигуру Мадонны и юного Христа.  В работе над «Мадонной Бенуа» Леонардо использовал технику масляной живописи, которую до того во Флоренции практически никто не знал. И хотя краски за пять столетий неизбежно изменились, став менее яркими, всё же отчётливо заметно, что молодой Леонардо отказался от традиционной для Флоренции пестроты красок. Голубовато-зелёная гамма вытеснила с картины красный свет, в который обычно облачали Мадонну. В то же время для рукавов и плаща был выбран охристый цвет, гармонизирующий соотношение холодных и тёплых оттенков. Мадонна Бенуа во многом совершенно утратила черты живописи Леонардо. Давно и полностью утрачено все, что относится к пейзажу. Даже самые важные части композиции  до странности невыразительны.  Однако эскизы к картине, бесспорно принадлежащие Леонардо, свидетельствуют о свежести  и оригинальности замысла. На основании этих эскизов картина определяется как работа Леонардо раннего периода его творчества.

Святой Иероним (1481)
Святой Иероним (San Girolamo, St Jerom in the wilderness) - неоконченная картина, хранящаяся в Ватиканской пинакотеке. Заказанная церковными властями Флоренции, она так и осталась незавершенной, поскольку художник отбыл в Милан в 1482 году. Картина относится к периоду работы Леонардо в мастерской Андреа Верроккио.
Картина дошла до нашего времени в испорченном состоянии. Она была сильно обрезана и затем распилена на две части, из которых нижняя могла служить крышкой ларя. Эти части собрал вместе кардинал Иосиф Феш, дядя Наполеона. По преданию, он нашел нижнюю часть картины в какой-то лавке, где она служила столешницей.
"Святой Иероним" очень тонко смоделирован в технике кьяроскуро, с использованием черных и белых тонов. Однако покрытие лаком в XIX веке превратило эти тона в тускло-золотой и оливковый.
Центральным героем композиции является кающийся святой Иероним. Леонардо представляет святого в покаянном экстазе, бьющим себя в грудь камнем. В ногах старца расположился лев - пасть его разинута, но, очевидно, он не рычит, а подвывает, исполненный сострадания к мукам Иеронима. Изнуренное тело святого дано в сложном повороте: каждый его член имеет как бы собственную ось. Линии картины, начиная с наклоненного лица, устремляются вниз, начиная с ноги - вверх, с левой руки - горизонтально, и все вместе сходятся на груди, на той точке, в которую должен ударить камень.
Очевидно, что Леонардо был увлечен самой темой картины "Святой Иероним". В списке своих работ, сделанном около 1482 года, он упоминает "фигуры св. Иеронима", что предполагает, что их было несколько. Как и Леонардо, Иероним был мыслителем с широким кругом интересов. Жажда знаний была для Иеронима великим искушением - так же как и для Леонардо. На картине Иероним, по-видимому, старается победить это искушение. И для Леонардо знания стали проклятием. Он испытывал величайшее уважение к знаниям и наверняка ощущал духовное сродство с этим христианским святым.

Мадонна Литта
Мадонна Литта (Madonna Litta) - ориентировочно была начата в 1480 году. Работа была написана для правителей Милана, потом перешла к семье Литта, и несколько столетий находилась в их частной коллекции.
На картине изображена женщина, держащая на руках младенца, которого она кормит грудью. Фон картины - стена с двумя арочными окнами, свет из которых падает на зрителя и делает стену более темной. В окнах просматривается пейзаж в голубых тонах. Сама же фигура Мадонны словно озарена светом, идущим откуда-то спереди. Женщина смотри на ребенка нежно и задумчиво. Лицо Мадонны изображено в профиль, на губах нет улыбки, лишь в уголках притаился некий ее образ. Младенец рассеяно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. В левой руке ребенок держит щегла.
Предполагается, что картина была дважды полностью переписана: первый раз - в 1495 году миланским художником, второй раз - в XIX веке, когда ее перенесли с дерева на холст. Глядя на эскизы к ней, можно сделать вывод, что Леонардо, скорее всего, сделал постановку фигур, закончил голову Мадонны и полностью написал некоторые части тела Младенца.

Портрет музыканта
Портрет музыканта (Ritratto di musico, Portrait of a musician) - неоконченная и сильно переписанная в позднейшее время картина Леонардо, датируется примерно 1485 годом, хранится в миланской Пинакотеке Амброзиана.
Имя человека, изображенного на портрете, неизвестно, нет некаких сведений, что портрет был заказан. В XIX веке считалось, что портрет изображает миланского герцога Лодовико Моро. Его считали парным с портретом его невесты Беатриче д'Эсте и выставляли их друг напротив друга. В начале XX в ека при расчистке красочного слоя удалось разобрать слова на бумаге, которую молодой человек держит в руке. Это начальные буквы слов Cantum Angelicum ("Ангельская песнь"). Рядом можно разобрать ноты. Это открытие позволило сделать вывод, что на портрете изображен музыкант. Долгое время бытовало мнение, что это не кто иной, как Франкино Гафури, капельмейстер Миланского собороа в конце 1480-х годов. В последнее время высказано немало других гипотез относительно личности изображенного на портрете музыканта. Ни одну из них нельзя признать бесспорно верной.
Отмечают, что лицо музыканта чрезвычайно похоже на лицо ангела с картины "Мадонна в скалах". Очень может быть, что Леонардо, встретив человека, воплощавшего его идеал красоты, воспользовался случаем его нарисовать. В моделировке лица чувствуется большая тонкость и тщательность. Особенно это касается света, падающего на лицо под определенным углом. Очевидно, что Леонардо интересовало только лицо: остальные части картины не закончены.

Дама с горностаем
Дама с горностаем (Dama con l'ermellino, lady with an ermine) - по мнению многих исследователей, это портрет Чечилии Галлерани - любовницы Лодовико Сфорца, герцога миланского, что находит подтвреждение в сложной символике картины. Предполагается, что Леонардо, работавший при миланском дворе, написал портрет, когда Чечилия стала возлюбленной герцога - начиная с 1489-1490 годов. Существуют косвенные сведения о знакомстве Чечилии с Леонардо. Она встретилась с ним в замке Сфорца, как считается в 1489 году он начал писать ее портрет. Она приглашала его на встречи миланских интеллектуалов, на которых обсуждались философия и другие науки: Чечилия лично председательствовала на этих встречах.
Чечилия Галлерани изображена в повороте головы чуть в сторону, что, несмотря на сильный наклон головы к левому плечу, смотрится весьма естественно. Это впечатление дополняют мягкие и нежные черты незрелого лица, обрамленного гладко уложенными под подбородок волосами. Строгость прически и отведенный в сторону от зрителя взгляд создают ощущение неяркого, сдержанного образа, во внешности Чечилии чувствуется какая-то незаконченность, что придает ей своеобразное очарование. Лоб девушки перехвачен тонкой фероньеркой, на голове у нее прозрачный чепчик, закрепленный под подбородком.  На ее шее ожерелье из темного жемчуга, окаймляющее шею и спускающееся второй, длинной, петлей на грудь, где оно визуально теряется на фоне квадратного выреза платья.На портрете Чечилия поворачивается налево, словно прислушиваясь к кому-то невидимому. Такой портрет в три четверти был одним из изобретений Леонардо. Это впечатление подчеркивается зверьком, традиционно называемым горностаем. Не вызывает сомнения, почему да Винчи изобразил именно это животное на своей картине. В одной старинной книге горностай описан как животное невероятно чистоплотное: он предпочитает смерть грязной норе. Сфорца, с некоторой долей иронии, сделал горностая своим символом.
Картина сильно переписана, что не позволяет с полной уверенностью сказать, что ее автором является Леонардо.  Однако моделировка лица и особенно горностая выдают авторство: сложный поворот головы дамы, змеевидная поза зверька могли быть изобретены только Леонардо.

Мадонна в скалах (1495)
Мадонна в скалах (Vergine delle Rocce, virgin of the rocks) - существует две, практически не отличающихся по композиции картин Леонардо да Винчи, одна из которых выставлена в Лувре, а другая в Лондонской Национальной галерее (на фото - Лондонский вариант). Версия, хранящаяся в Лувре, была написана между 1483-1486 годами или даже раньше. Практически идентичная первой лондонская картина написана позже, но до 1508 года. Она писалась для капеллы церкви Сан Франческо Гранде в Милане. Церковь продала ее вероятнее всего в 1781 году художнику Гэвину Гамильтону, который и привез ее в Англию. После нахождения в нескольких собраниях "Мадонна в скалах" была куплена Национальной галереей в 1880 году.
На картине изображена стоящая на коленях Дева Мария, покровительственно кладущая руку на голову Иоанна Крестителя. Справа ангел придерживает младенца Иисуса, который поднял руку в жесте благословения. Вся сцена исполнена нежности и покоя, что очень контрастирует с пейзажным фоном, состоящим из отвесных скал. Композиция построена в виде пирамиды. Леонардо передает глубину пространства не только с помощью геометрии, но и посредством разработанного им приема сфумато, когда очертания предметов смягчаются для акцентирования их обволакивающей воздушной дымки.
Почему Леонардо сделал два варианта этой "Мадонны" - вопрос до сих пор не разрешенный.

Женский портрет в профиль (1495)
Женский портрет в профиль или Портрет юной невесты (Il ritratto di una sforza, portrait of young fiancee) - портрет девушки в профиль, в костюме эпохи Возрождения, выполненный на листе пергамента красным, черным и белым мелом.
По мнению оксфордского профессора Мартина Кемпа, этот портрет - работа Леонардо да Винчи, изображающая Бьянку Сфорца, узаконенную дочь Лодовико Моро.
В 1998 году на аукционе "Christie's" вдова швейцарского реставратора, жившего во Флоренции, продала неизвестный ранее женский портрет в профиль. Аукционный дом определил, что автор произведения - немецкий мастер начала XIX века. Графическую работу за 19000 долларов США приобрет арт-дилер Питер Сильверман. Впоследствии портрет был вновь перепродан, на этот раз частным образом, и в настоящее время принадлежит жителю Канады, который не хочет называть своего имени.
Приобретая рисунок, Сильверман рассчитывал, что он может оказаться не поздней стилизацией под искусство Возрождения, а подлинным произведением той эпохи. Заказанный им радиоуглеродный анализ позволил устаносить, что пергамент изготовлен в промежуток с 1440 по 1650 годы. Опрошенные владельцем специалисты склонялись к тому, что это памятник Северного Возрождения: итальянские художники кватроченто не работали в технике пастели. Однако Кристина Геддо, специалист по леонардескам, обратила в 2008 году внимание, что женщина одета по моде Милана конца XV века. Убранство головы приводит на ум прическу "Прекрасной Ферроньеры". К тому же штриховка на рисунке явно выполнена левой рукой. Среди миланских художников конца XV века известен только один левша - Леонардо да Винчи.
К экспертизе привлекли Карло Педретти, директора Центра исследований наследия Леонардо да Винчи при университете Лос-Анджелеса, и Николаса Тернера, бывшего куратора отдела рисунков Британского музея и музея Гетти. Оба высказались, что это либо очень качественная копия ученика Леонардо, либо новое, неизвестное ранее произведение самого Леонардо. Однако наибольший резонанс вызвало сделанное в 2009 году заявление по дактилоскопии Питера Биро о том, что внизу рисунка хорошо различим отпечаток пальца, "весьма напоминающий" отпечаток на ватиканском "Святом Иерониме" Леонардо да Винчи.
Однако руководители мировых музеев, в том числе таких крупных, как нью-йоркский Метрополитен и венская Альбертина, отнеслись к известию об открытии новой работы Леонардо да Висчи с нескрываемым скепсисом. В пользу гипотезы о подделке - отсутствие внятного провенанса, сухость и некоторая монотонность исполнения, а также то, что Леонардо никогда не работал с пергаментом.
В конце 2011 года Лондонская Национальная галерея провела беспрецедентную по полноте выставку произведений Леонардо да Винчи миланского периода. На ней публике впервые был представлен как работа мастера неизвествный ранее "Спаситель мира". В то же время организаторы выставки вообще не посчитали нужным как-либо упомянуть "Женский портрет в профиль".

Продолжение следует.

Profile

la_stryge
la_stryge
Иринка

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Powered by LiveJournal.com
Designed by Michael Rose